2. Работа без «своего менеджера» и без школьника с листовками
Бренды привыкают к тому, что на стороне ритейлера (продавца) есть кто-то, на кого можно повлиять и кого можно заинтересовать в продажах своего товара. Или, как максимум — поставить своего человека в брендированной маечке.
Маркетплейс — это зона, где бренд сам создает виртуальную полку и сам за нее отвечает. Никто не поправит выкладку, не подскажет клиенту состав, не сделает специальную акцию и даже не спишет товар просто так. Причем степень воздействия у всех более-менее одинаковая, существенных преимуществ нет ни у кого.
На многих этапах работы с маркетплейсами требуется принимать решения и брать ответственность за результат: для этого необходима чрезвычайная вовлеченность и внимательность топ-менеджмента или другого сотрудника, который обладает такими навыками.
В определенных случаях имеет смысл работать через специализированную компанию-агента, которая имеет опыт в этой сфере и неоднократно через все это проходила. И у которой уже есть те, кто по ночам будут менять цены.
3. Продуктоцентричный маркетинг
Классического маркетинга на маркетплейсах практически нет. Фактически на сайтах происходит борьба за трафик (через товарные места в выдаче) в режиме реального времени.
Вопреки распространенному мнению, на маркетплейсах не имеет смысла накруичвать или закупть отзывы — это давно видно и маркетплейсу, и клиентам. Исходя из нашего опыта, можно отметить, что важна цена, карточка и «комплект» одного товара.
Причем эти параметры важны как в динамике, так и в стратегии: когда стоит менять внешний вид, когда скорректировать цену или включить скидку. Это ежедневная, скрупулезная работа (обычно поздней ночью).
Что действительно важно — это уметь «чувствовать» трафик и оценивать его по определенным параметрам. Важно уметь определять, кто ваши покупатели, как они действуют, из какого они региона, что ищут. На чем их можно подловить и что для них является «триггером» для совершения покупки.
4. Абсолютная конкуренция
Онлайн-продажи — это место свободы и совсем другой уровень конкуренции по сравнению с офлайном. В классической торговле сложно представить, как конкурент копирует дизайн и располагается вплотную с оригинальным продуктом (если это, конечно, не подделка под бренд, выполненная самим продавцом).
В онлайне — это часть стратегии, с которой необходимо работать регулярно. Что делать, когда рядом с товаром находится абсолютный его аналог, но при этом его цена в два раза меньше?
Более того, выйти на рынок со схожим товаром может практически любой самозанятый: для этого ему всего лишь нужно приобрести товар, упаковать его и создать карточку.
5. Без права на ошибку
Онлайн объединяет товар с сообществом покупателей при помощи отзывов и оценок. Мнения пользователей становятся частью его упаковки.
С учетом мнения других пользователей у некоторых клиентов меняется даже алгоритм действий: люди выбирают, начиная с изучения отзывов, а не с ознакомления с товаром и его дополнительными характеристиками. Зачем вчитываться в последние, если Алена из Питера и Маруся из Москвы уже раскритиковали товар?
В случае прямой онлайн-продажи (или офлайн-продажи) пользователю необходимо приложить усилия, чтобы извлечь для себя независимое, честное мнение. Сравнить же товары, проверить их на оригинальность и качество на маркетплейсе возможно, всего лишь немного пролистав страницу.
С помощью такого маневра клиент быстро ознакомиться с отзывами и ощутит на себе так называемый «эффект честности».
Именно эти манипуляции, лишают производителя права на ошибку: любая из них будет увековечена в отзывах. До конца срока годности товара осталось 2 года из 3 = негатив. Нарушена целостность коробки = негатив. Товар помят = негатив.
Именно поэтому поставщик маркетплейса должен продумывать каждый свой шаг. Например, текущая тара для нашего антисептика перерабатывалась около шести раз: где-то были слишком сильно закрученные крышки, где-то царапались бутылки или пробивались при доставке на пункт выдачи. Каждая мелочь значительно влияла на спрос.
6. Продукт важнее упаковки
На первый взгляд, это звучит дико, но профессионалы знают, что в офлайн продажах ключевую роль играет именно упаковка. Почему же «условной» упаковке следует уделить гораздо больше внимания, нежели товару? Прежде всего — для того, чтобы он выгоднее смотрелся на полке.